Методика расчета t критерия Стьюдента заимствована с Методических рекомендаций по выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) (авторы составители А.Б. Трембач, Т.В. Пономарева, С.П. Лавриченко, Е.А. Иващенко. Краснодар: КГУФКСТ, 2018).
Ниже приводится выдержка. Рекомендуется ее прочитать, чтобы иметь представление о чем вообще идет речь.
Ну а теперь простыми словами.
Итак, мы определились с тем, что в исследовании приняли участие 2 группы – контрольная (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ).
Контрольная занималась по стандартной программе, экспериментальная, дополнительно применяла разработанную нами методику.
Так же изначально были подобраны определенные тесты.
В качестве примера возьмем 2 группы по 5 человек в каждой.
Тестировать (тоже для примера) будем по таким тестам, как:
– Бег 30 м, с;
– Челночный бег 5х10 м, с;
– 6-минутный бег, м.
Сперва, тестируем обе группы в начале эксперимента
№ п/п |
Контрольное упражнение (тест) |
КГ (n=5) M ±m |
ЭГ (n=5) M ±m |
t |
P |
1 |
Бег 30 м, с |
||||
2 |
Челночный бег 510 м, с |
||||
3 |
6-минутный бег, м |
n означает количество испытуемых в группе (у нас 5 человек в контрольной и 5 в экспериментальной)
М – это средний показатель по группе.
Например
Бег 30 м, с |
|
(А) Петя |
5,5 |
(Б) Вася |
5,11 |
(В) Коля |
6,3 |
(Г) Саша |
5,2 |
(Д) Миша |
5,9 |
Среднее значение М = (А+Б+В+Г+Д)/n |
Легко вычисляем М скопировав нашу таблицу в Excel и вставив формулу в ячейку =СУММ(C4:C8)/5
Делим на 5 так как в группе у нас 5 человек, если 10 – то делим на 10, соответственно.
Далее определяем величину σ – среднее квадратическое отклонение.
В Excel для этого есть простая формула =СТАНДОТКЛОН(C4:C8)
Здесь (C4:C8) – это диапазон ячеек с данными нашей группы
Теперь находим ошибку среднего арифметического m по формуле:
m = σ / корень квадратный из 5
=C13/КОРЕНЬ(5)
С13 – это значение сигмы
Корень извлекаем из 5 так как у нас группа 5 человек (n=5)
Аналогичным образом находим M и ±m для экспериментальной группы (ЭГ)
Теперь можно перенести полученные значение в нашу сводную таблицу
№ п/п |
Контрольное упражнение (тест) |
КГ (n=5) M ±m |
ЭГ (n=5) M ±m |
t |
P |
1 |
Бег 30 м, с |
5,6±0,22 |
5,3±0,26 |
ВЫЧИСЛИМ t
В Excel формула будет выглядеть так:
=(B31-E31)/КОРЕНЬ(C31*C31+F31*F31)
Естественно, B31 и E31 это ячейки в которых у нас значение М1 и М2
C31 и F31 это ячейки с m1 и m2.
ИТАК, у нас есть t. Теперь нужно определить его значимость – P.
Для этого определяем число степеней свободы v
Понадобится формула
V=(n1+n2)-2
В нашем случае v будет = (5+5)-2 = 8
Находим в таблице строку 8 и смотрим наше значение t.
Если оно меньше критического значения в столбце 0,05, то пишем >0,05 (различия статистически не значимы).
Если t больше критического 0,05 , то смотрим к какому столбцу его можно отнести 0,05, 0,01 или 0,001.
В нашем случае v=8, t=0.88
t<2.306, следовательно в столбце P пишем >0,05 (различия не значимы при уровне достоверности >0,05)
№ п/п |
Контрольное упражнение (тест) |
КГ (n=5) M ±m |
ЭГ (n=5) M ±m |
t |
P |
1 |
Бег 30 м, с |
5,6±0,22 |
5,3±0,26 |
0,88 |
>0,05 |
Аналогичным образом рассчитываются t и P по остальным тестам контрольной и экспериментальной группы.
ВАЖНО! Если бы t, например было равно 6,4 то мы бы писали с столбце P (<0.001).
0,001 потому, что наше t больше чем критическое значение в данном столбце.
Здесь файл с расчетами в Excel для данного примера
Если увидели ошибку, пожалуйста напишите нам.
Надеюсь статья будет полезна. Удачной и легкой Вам учебы.